Как две девушки из Баку создали закрытый клуб для интеллектуалов

О Baku Book Club мы впервые услышали от Нигяр Кочарли, когда она отвечала на вопросы в нашей рубрике #5TopBooks.

Нас очень заинтересовали девушки, которым Нигяр ханум передавала приветы – Назрин и Нармина, основавшие этот клуб. Поэтому мы решили познакомиться с ними поближе. И первое, что мы узнали перед нашей встречей, что упомянутый Book Club возник на базе закрытого CULT Club Baku, что нас заинтриговало еще больше.

Итак, знакомьтесь: Назрин Мирзоева и Нармина Гасанлы – две очаровательные молодые женщины, которые решили изменить культурную жизнь столицы к лучшему, и у них это уже неплохо получается. 

Назрин:

– Давайте я расскажу предысторию, как вообще мне пришла в голову идея организовать культурный клуб в Баку.

– Давайте.

– Некоторое время мы с мужем жили в Лондоне, но два года назад решили вернуться на родину. По приезду в Баку сама судьба, я считаю, подтолкнула меня к созданию Культурного клуба – CULT Baku.

Дело в том, что в Лондоне практика таких закрытых клубов весьма распространена и популярна. Можно даже сказать, что сама фраза  «закрытый клуб» – это одна из ассоциаций, которая приходит на ум при упоминании Лондона, ведь в Англии различные клубы традиционно существуют уже давно. Сегодня там немало закрытых клубов, куда могут попасть только «свои» – бизнесмены, политики, деятели искусств и др. При этом у таких клубов есть жесткий свод правил, по которому каждый из них принимает новых членов.

Будучи в Лондоне, мне посчастливилось попасть на мероприятия таких клубов, и очень понравилось буквально все: и атмосфера, и идея закрытых встреч, и их тематика и формат, которые, к слову, могли быть самыми разными. Это и встречи с деятелями искусств, и какие-то презентации, интересные литературные вечера и тому подобное.

В странах СНГ подобная практика только-только начинает внедряться, и, если честно, я даже не думала поначалу о том, чтобы создать нечто подобное в Баку.

– Насколько я знаю, в Баку сейчас тоже есть закрытые клубы, но отвечают ли они своему названию – это вопрос.

– Да, есть такой момент. Так вот, как-то раз, будучи в гостях, на дне рождения, мы с присутствующими там гостями разговорились на тему искусства. Выяснилось, что наши собеседницы знакомы со многими художниками Баку, и меня это настолько заинтересовало, что там же спонтанно родилась идея организовать встречи с этими художниками. Недолго думая, я создала WhatsApp группу, где мы договаривались об очередной встрече, и эта группа довольно активно и стремительно пополнялась новыми участниками. Тогда я решила создать в «Инстаграм» страницу под названием CULT Baku.

– То есть, на тот момент это еще не был клуб в том формате, в котором он существует сегодня?

– Идея создания настоящего клуба появилась буквально сразу. При этом я подумала, что можно создать именно закрытый клуб, используя формат и даже кодекс поведения уже существующих закрытых клубов в Лондоне.

Ведь в этих клубах существует ряд правил даже для вступления в них. Во-первых, для того чтобы стать членом клуба, нужны рекомендации двух его действительных членов. Во-вторых, нужно заполнить анкету-заявку. И, наконец, в-третьих, необходимо написать подробное письмо о себе, плюс, ответить на вопрос о причине желания вступить в клуб. После того, как я определилась с целями и задачами, нужно было официально зарегистрировать CULT Club, определить сумму членского взноса, обеспечить возможность онлайн-оплаты и так далее. То есть, была проведена достаточно серьезная организационная работа.

– У клуба есть постоянная локация? Где проходят ваши заседания или мероприятия?

– У клуба есть свой офис, но встречи проходят каждый раз в новом месте. Безусловно, мы работаем над тем, чтобы у клуба было свое постоянное и подходящее помещение.

Помню, когда я только озвучила идею создания клуба, я стала советоваться с одним из менеджеров закрытого клуба в Лондоне. Так вот, он мне тогда сказал, что для открытия клуба мне для начала нужно открыть свой ресторан. Но этот путь показался мне долгим, к тому же, у нас уже была причина создать клуб – я выше рассказала. Кроме того, сам формат первых встреч нашей тогда еще просто WhatsApp – группы подсказал, что упор надо делать на интеллектуальной и просветительской составляющей наших мероприятий. Мы побывали в мастерских и галереях наших художников, собирались в различных лаунжах или ресторанах для бесед и встреч с известными людьми, проводили дискуссии и тренинги. Но, как я уже сказала, сейчас мы работаем над тем, чтобы в будущем у нас было свое подходящее для встреч членов клуба помещение.

– Раз клуб закрытый, значит, вы принимаете в свои ряды не всех. А бывало ли так, что кого-то вы из клуба просили уйти?

– Да. У нас есть ряд правил, которые мы стараемся не нарушать. Например, для разных мероприятий предусмотрен определенный дресс-код, он не строгий, но стиль одежды все же должен соответствовать тематике вечера и месту его проведения.

Кроме того, по правилам клуба, он ведь закрытый, у нас запрещено вести фото- и видеосъемку мероприятий. Во-первых, главное в закрытом клубе – это как раз конфиденциальность. А во-вторых, мы вообще поставили перед собой глобальную задачу: хотим изменить тенденцию выкладывать сотни селфи и фотографий с каждого мероприятия. Ведь некоторыми движет не какой-то творческий интерес, а просто цель прийти, отметиться, выложить в соцсети  фотографии и уйти.

А для нас важно присутствие во всех смыслах этого слова членов клуба на каждом нашем заседании или встрече.

– Не бывает сложностей с соблюдением правил?

– Бывают. Я и сама, когда попала впервые в подобный клуб, едва сдерживала себя, чтобы не сделать фото. Так что мы понимаем, что правила закрытых клубов в нашей стране пока еще являются новшеством. Но есть и другие нарушения дисциплины, которые нас очень расстраивают. К примеру, многие очень безответственно относятся к чужому времени и собственным словам. Не раз были случаи, когда на встречу с какой-то известной личностью из записавшихся тридцати человек приходили только пять. И это очень обидно и досадно – и перед теми, кого мы позвали на встречу клуба, и перед самими собой, потому что в таких ситуациях начинаешь ругать себя, что не смог достойно организовать…

Но…мы все же надеемся на лучшее. Потому что себя самих мы тоже все еще воспитываем. Признаюсь, что порой очень сложно удержаться от того, чтобы сделать фото, особенно, если попадаешь на встречу с очень интересными людьми, или в нереально красивое место.

– А как появился книжный клуб?

– О нем вам лучше расскажет Нармина, с которой мы знакомы уже давно, но вдруг неожиданно встретились на дне рождения нашей общей знакомой.

– Снова на дне рождения? Какие-то судьбоносные у вас праздники, которые вы посещаете.

– Да, я тоже так думаю. Так вот, когда мы встретились, я стала ей рассказывать про свой Культурный клуб, который на тот момент существовал чуть больше года, и нашла в лице Нармины не только единомышленника, но и помощника. С тех пор клубом занимаемся мы вместе, что мне существенно облегчило задачу и участь (смеется). Потому что первый год я буквально каждый вечер была занята какими-то организационными вопросами. Нармина же помогла мне не только в этом, но и тут же предложила идею создания Book Club.

Нармина:

– Хочу добавить, что судьбоносное в нашей встрече действительно было. Дело в том, что незадолго до этого я вернулась из Нью-Йорка, где говорила с представителями одной компании, выразившей желание открыть в Баку свой филиал с похожими целями. Но тот проект более грандиозный, я бы сказала, он требует как больших инвестиций, так и масштаба. Поэтому мне тут же пришла в голову идея создать книжный клуб в более локальном, уютном варианте.

– В чем основная идея книжного клуба? Если я правильно понимаю, что это – когда люди собираются вместе, чтобы обсудить ту или иную книгу. Что самое по себе прекрасно, потому что порой очень хочется с кем-то поделиться впечатлениями о прочитанной книге, а не с кем. Но я так понимаю, не только этим ограничиваются цели клуба?

– Да, но не только в этом. Мы каждый раз методом онлайн-голосования выбираем книгу, которую будем читать. После того, как с книгой определились, назначаем дедлайн – то есть, срок ее прочтения. При этом отмечу, что мы стараемся выбирать разные жанры, то есть, мы не ограничиваемся исключительно художественной литературой. 

Вообще, я часто задумывалась о том, что мы в наше стремительное время даже при встречах с друзьями обсуждаем что угодно, но только не книги – на это просто не остается времени. А посиделки в книжном клубе решают эту проблему, потому что у таких встреч цель – как раз обсудить прочитанное. А некоторых даже заставляет не откладывать начатую книгу, как это часто бывает.

 Назрин:

– Подтверждаю. Меня это заставило дочитать Этхарта Толле, потому что очень хотелось подискутировать. Но признаюсь, что начни я читать его вне клуба, бросила бы однозначно.

– А как проходят обсуждения? Не бывает, что дискуссия превращается в споры на повышенных тонах?

– За этим следит модератор, который избирается для каждой встречи, и я сама. Бывает, конечно, что несколько человек начинают говорить одновременно, но с каждым разом таких случаев все меньше. Но бурные дискуссии у нас бывают часто, и это на самом деле очень интересно. Порой приходишь на заседание клуба с одним мнением о книге, вроде бы четким и устоявшимся, а в ходе дискуссии ловишь себя на том, что на многие эпизоды книги или даже главный вывод смотришь уже под другим углом. Например, так было на обсуждении «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли или произведений О’Генри. Порой даже не знаешь, куда может завести дискуссия.

Есть еще такой нюанс: некоторые из членов клуба не могут заставить себя выступить перед публикой и остаются «после уроков», то есть, когда основная часть участников уже расходится. Тогда приходится нарушать наш временной лимит и засиживаться до 10-11 вечера. А обычно мы отводим на наши встречи два-три часа в вечернее время, но так, чтобы вернуться домой не поздно.

– Назрин, вот вы сказали, что участие в клубе заставило Вас дочитать книгу. Но неужели действительно все поступают так же? Кроме того, есть люди, которые вовсе не читают, но, слушая обсуждение, могут составить представление о книге, а затем вообще делать вид, что они ее читали. И напротив: есть люди много читающие, но совершенно не умеющие рассказать о книге. Кого из них вы не принимаете в клуб?

– Люди разные, но мы принимаем тех, кому действительно интересно участвовать в дискуссии, кто любит литературу, кто нацелен узнавать что-то новое. А читать или нет, я думаю, личный выбор каждого.

– Сколько сейчас человек в Культурном клубе и сколько – в книжном?

– Около ста, из них примерно 80 – в книжном клубе. Но на встречи приходят примерно 20-30 человек.

– Книжный клуб тоже требует членских взносов?

– До недавнего времени не требовал, но в ближайшее время у нас будут свои членские взносы. Но зато это даст право участникам посещать и все мероприятия CULT Club.

Назрин:

– Забыла сказать, что участие в CULT Сlub позволяет нашим участникам раз в месяц пользоваться услугами бухгалтера, юриста и конференц-холлом нашего офиса.

– Что делает модератор книжного клуба, кроме того, что следит, скажем так, за дисциплиной?

– В его задачу входит подготовить краткое вступление об авторе книги, о самом произведении, а также поделиться впечатлениями о книге. Он, таким образом, задает тон дискуссии, а дальше все подключаются по желанию.

– А как быть новым участникам? Им, наверное, сложнее включиться в дискуссию?

– Для этого я организую айс-брейкинг, это своего рода «разогрев» публики – вопросы, своего рода тесты, позволяющие присутствующим лучше узнать друг друга и раскрепоститься.

Но что очень радует – после каждой встречи в нашей группе ее участники пишут очень трогательные рецензии и благодарности. Значит, мы это делаем не зря.

– А не было идеи со временем предложить пишущим участникам клуба представлять свои собственные произведения на суд читателей?

– Мы вообще открыты все творческим людям и были бы рады, если бы среди нас появились и писатели, а художники и музыканты у нас уже есть. Ведь творческие люди рождают новые проекты.

– Можно еще приглашать наших писателей-современников, им будет интересно услышать отзывы о своих книгах из первых уст.

– Да, это тоже хорошая идея. Тем более что произведениям азербайджанских авторов мы тоже отводим немало времени. К слову, у нас прошла очень интересная и теплая встреча с вдовой и вечной музой Максуда Ибрагимбекова Анной ханум. После нее всем захотелось немедленно прочесть или перечитать все произведения писателя.

– Какие планы на будущее у книжного клуба?

– Хотелось бы создать некий филиал нашего клуба в вузах. Потому что в существующем Культурном клубе, в который входит и книжный, есть строгий возрастной ценз: мы не принимаем людей моложе 27 лет.

– Почему?

– Нам кажется, что человек должен созреть в определенном смысле. Поэтому в основном наш контингент – это люди после 35 лет.

Кроме того, в наших планах – не останавливаться и продолжать нашу деятельность. И мы всегда рады новым лицам в наших клубах.

– Спасибо вам за беседу и за то, что вы делаете!

– И вам спасибо, приходите в наш клуб!

Натали Александрова for 1News

Фото: Надир Ибрагимли, а также фото, предоставленные Назрин Мирзоевой